Создание интерактивных заданий и тестов

При поддержке БФ “Татнефть”

Содержание

  1. Задания и упражнения
  2. Примеры заданий и упражнений в обучении иностранным языкам
  3. Интерактивные задания и упражнения
  4. My Quiz
  5. Quizlet
  6. Quizizz
  7. LearningApps
  8. Краткое сравнение функций и возможностей выбранных сервисов

Задания и упражнения

Упражнение – это планомерно организованное, сознательное и многократное повторение определенных действий и приемов, которые усложняются с целью формирования, закрепления и совершенствования практических навыков и умений. Упражнения являются неотъемлемой частью образовательного процесса, они помогают обучающимся усвоить знания, развить навыки и подготовиться к применению этих знаний и навыков в практической деятельности.

 

В данном курсе мы используем понятия «упражнения» и «задания» как синонимы. В отдельных случаях они, конечно, могут различаться. Например, задание может включать в себя несколько упражнений. В заданиях часто имеется инструкция или указание на решение той или иной задачи. Задания могут быть направлены на получение новых знаний, развитие навыков или оценку уровня понимания и усвоения материала. Задания могут быть представлены в форме вопросов, упражнений или проектов. Упражнения, как правило, подразумевает систематическую практику, систематическое выполнение определенного приема, навыка или умения. Они представляют собой повторяющиеся действия, целью которых является закрепление и автоматизация навыка. Упражнения могут быть физическими, умственными или творческими.

 

Одним словом, чаще всего эти понятия употребляются без четкого разграничения: за тренинговыми заданиями по большей части закрепилось слово «упражнения», а за творческим упражнениями – «задания». Основная разница между заданием и упражнением заключается в том, что задание обычно представляет собой конкретную инструкцию или задачу, в то время как упражнение ориентировано на систематическое закрепление и улучшение навыка или умения. Вместе они представляют собой важные инструменты в обучении и помогают обучающимся достичь желаемых результатов.

Основные функции заданий и упражнений

Упражнения помогают повторить, закрепить и усвоить полученную теоретическую информацию. Путем решения задач и выполнения практических заданий ученик активизирует свои знания, применяет их на практике, что способствует лучшему запоминанию.

Упражнения помогают развить навыки и умения, связанные с конкретной темой / с определенной областью обучения. Например, в языковом обучении задания на написание текстов, диалогов или выполнение устных заданий помогают развить коммуникативные навыки. Применение теоретических знаний для решения задач и выполнения упражнений развивает логическое, аналитическое и проблемно-ориентированное мышление.

Упражнения могут служить инструментом для проверки понимания материала. Путем решения задач ученик может узнать, насколько он правильно усвоил материал, и в случае ошибок – найти и исправить недочеты. Это помогает учителю оценить уровень освоения материала и более точно настроить дальнейший процесс обучения.

Успешное выполнение упражнений способствует повышению мотивации и уверенности ученика в своих знаниях и способностях. Успешное решение задач подтверждает его успехи и влияет на общую (позитивную) оценку своих навыков. Интерактивные упражнения и задания могут быть по-настоящему захватывающими, что поддерживает интерес и также оказывает позитивное влияние на мотивацию для достижения результатов обучения.

Упражнения помогают ученикам подготовиться к реальным ситуациям, в которых они будут использовать полученные знания. Решение реальных или близких к реальности задач помогает ученикам развить практическую компетентность и готовность к решению реальных проблем.

Условия успешного выполнение заданий и упражнений

Виды заданий и упражнений (по этапам усвоения учебного материала)

подготовительные

предназначены для подготовки учащихся к восприятию новых знаний и способов их применения на практике

вступительные

способствуют усвоению нового материала на основе различения родственных понятий и действий

пробные

первое применение только что усвоенных знаний

тренировочные

способствуют приобретению навыков учащимися в стандартных условиях

творческие

способствуют формированию навыков применения полученных знаний в реальных жизненных ситуациях

контрольные

преимущественно учебные

Основные виды заданий и упражнений (по содержанию деятельности)

1.Физические упражнения

Это упражнения, которые направлены на развитие физической активности и физической формы.

2. Умственные упражнения

Это упражнения, которые тренируют умственные процессы, такие как восприятие, анализ, решение проблем, память и критическое мышление. Эти упражнения могут включать задачи на решение математических уравнений, логические головоломки, анализ текстов и другие интеллектуальные задачи.

3. Коммуникативные упражнения

Это упражнения, которые направлены на развитие навыков коммуникации и языкового общения студентов. Они могут включать упражнения на письмо, чтение, говорение и слушание на иностранном языке, диалоги, обсуждение тем и другие задания, способствующие развитию коммуникативной компетенции.

4. Творческие упражнения

Это упражнения, которые стимулируют творческое мышление и самовыражение. Они могут включать задания на рисование, написание эссе или стихотворения, музыкальные композиции, сценические постановки и другие виды творчества.

5. Кооперативные (парные или групповые) упражнения

Это упражнения, в которых учащиеся работают вместе в группах. Они способствуют сотрудничеству, развитию социальных навыков и умению работать в коллективе. Кооперативные упражнения могут включать групповые проекты, игры на развитие командного духа и другие активности, в которых учащиеся взаимодействуют и сотрудничают друг с другом.

Примеры цифровых сервисов для структурирования и организации учебного материала

Каждый из перечисленных выше видов упражнений имеет свою цель и задачи, и их использование в обучении помогает стимулировать различные аспекты в развитии учащихся. Очевидно, что все пункты (кроме п.1) актуальны и для предмета «иностранный язык».

Умственные и коммуникативные упражнения в обучении иностранным языкам отличаются по своей природе и уделяют внимание разным аспектам языкового обучения.

Умственные упражнения, как правило, сосредоточены на развитии когнитивных навыков и умений, таких как понимание и запоминание лексики, грамматических правил, чтение, письмо и аудирование. Эти упражнения могут включать в себя перевод текстов, создание предложений, решение лексических или грамматических задач, анализ текстов, работу с грамматическими структурами и т.д. Цель умственных упражнений – развитие когнитивных способностей и активное использование умственных процессов при изучении языка.

  • Перевод текстов с иностранного языка на родной или наоборот. Это развивает  навыки понимания и перевода.
  • Конструирование предложений из нескольких слов или фраз на иностранном языке. Это тренирует усвоение грамматических правил и лексики.
  • Ведение диалога на иностранном языке с другими учащимися или носителями языка. В этом случае активно используются уже имеющиеся знания языка для общения.
  • Прослушивание аудиоматериалов на иностранном языке, таких как аудиокниги, подкасты или радиопередачи, тренирует восприятие на слух, память, логическое мышление.
  • Кроссворды и головоломки на иностранном языке развивают не только лексику, но и когнитивные навыки.
  • Игры и викторины на иностранном языке способствуют закреплению и повторению изученного материала, а также тренируют логику и смекалку.
  • Использование приложений и онлайн-ресурсов, предлагающих интерактивные упражнения и задания на изучение иностранных языков. Их можно использовать для тренировки своих навыков чтения, письма, разговорной речи и аудирования.

Коммуникативные упражнения, напротив, фокусируются на развитии навыков общения и взаимодействия на иностранном языке. Они призваны помочь учащимся практиковать и применять свои знания языка в реальных коммуникативных ситуациях. Коммуникативные упражнения могут включать в себя диалоги, дискуссии, ролевые игры, интервью, презентации, обсуждение текстов или видеоматериалов, а также другие задания, которые требуют активного участия и общения на иностранном языке. Цель коммуникативных упражнений – развитие навыков разговорной речи, понимания на слух, а также умение взаимодействовать и общаться на иностранном языке.

Важно понимать, что эти два типа упражнений взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга в процессе обучения иностранному языку. Умственные упражнения помогают закрепить и расширить знания, а коммуникативные упражнения помогают применить эти знания на практике и развить навыки общения.

  • Ролевые игры. Учащиеся могут разыгрывать различные сценарии, представляя себя в реальных ситуациях, таких как заказ еды в ресторане, покупки в магазине, бронирование гостиницы и т.д. Это поможет им практиковать общение на иностранном языке в различных практических ситуациях.
  • Групповые дискуссии. Учащиеся могут обсуждать определенные темы или проблемы, делясь своим мнением и аргументами на иностранном языке. Это поможет им развить навыки выражения своих мыслей и умение слушать и понимать точки зрения других людей.
  • Интервью. Учащиеся могут проводить интервью друг с другом на иностранном языке, задавая вопросы и отвечая на них. Это поможет им развить навыки активного общения, формулирования вопросов и адекватных ответов.
  • Обмен сообщениями или электронная переписка. Учащиеся могут практиковать общение на иностранном языке, отправляя и получая сообщения или электронные письма. Это развивает навыки письма, понимания письменных текстов и взаимодействия в письменной форме.
  • Презентации. Учащиеся могут готовить и представлять презентации на иностранном языке по различным темам. Это развивает  навыки публичной речи, организации информации и выступления перед аудиторией.
  • Круглые столы, дискуссии, дебаты. Учащиеся могут участвовать в дискуссиях и обмене мнениями на иностранном языке в небольших группах.
  • Игры на развитие коммуникации. «Скажи это по-другому», «Ассоциации», «Дополни рассказ» и другие – эти игры позволяют учащимся общаться на иностранном языке и развивать навыки выражения своих мыслей и понимания других людей.
  • Создание рассказа или мини-сценария на иностранном языке. Учащиеся могут придумывать и писать рассказы или сценарии на иностранном языке, используя изученную лексику и грамматику. Это развивает навыки творческого письма и изложения своих мыслей на иностранном языке.
  • Учащиеся могут сочинять свои собственные песни или стихотворения на иностранном языке. Это развивает навыки творческого самовыражения и оттачивает языковые навыки.
  • Написание эссе по различным аспектам культуры, истории, литературы и искусства страны изучаемого языка. Это углубляет понимание языка и связанных с ним культурных аспектов.
  • Изучение шуток и игр со словами на иностранном языке и создание собственных. Это развивает игровые  навыки, учит различать нюансы звуковые и смысловые нюансы и двусмысленность.
  • Творческое решение головоломок и задач на иностранном языке. Это развивает навыки творческого мышления и применения языковых навыков к практическим ситуациям.
  • Создание презентаций, видеороликов или аудиозаписей на иностранном языке, представляя свои исследования,  творческие проекты и др. Это развивает навыки использования иностранного языка в реальных проектах.
  • Игра «Круглый стол», Учащиеся обсуждают определенную тему на иностранном языке. Каждый участник должен активно участвовать в разговоре, выражать свое мнение и слушать точку зрения других. Это развивает навыки общения и понимания на иностранном языке.
  • Коллективное создание истории на иностранном языке. Каждый участник добавляет по одному предложению к истории, расширяя ее. Это  развивает навыки совместной работы над текстом и понимания логической последовательности в иностранном языке.
  • Игра «Найди пару». Учащимся выдаются карточки со словами или фразами на иностранном языке. Им нужно найти пару карточке с соответствующим значением или сопоставить фразу с картинкой. Это развивает навыки коммуникации и понимания на иностранном языке, а также способствует запоминанию новой
  • лексики.
  • Командная работа над проектом. Учащиеся делятся на группы и совместно работают над проектом, а позже готовят совместную презентацию на иностранном языке. Каждая группа имеет свою задачу, но все участники должны работать вместе, чтобы достичь общих целей. Это развивает навыки сотрудничества и коллективного взаимодействия, делового общения и презентации на иностранном языке.
  • Взаимное обучение. Учащиеся работают в парах или группах, чтобы помочь друг другу в изучении языка. Например, они могут задавать друг другу вопросы, исправлять ошибки или объяснять сложные темы. Это развивает навыки взаимопомощи, обучения и объяснения на иностранном языке, создает положительную и поддерживающую атмосферу в классе.

Все виды заданий и упражнений нацелены на достижение намеченных целей и  результатов обучения. Цели были подробно рассмотрены в предыдущем разделе Здесь отметим только, что цели обучения формулируются в терминах результатов обучения. Тем не менее, это не одно и то же.

Цели обучения отражают то, что требуется достичь в процессе обучения, то есть желаемое состояние знаний, навыков и компетенций учащегося. Цели обучения формулируются на основе ожиданий от обучения, потребностей и требований образовательной программы. Они определяются с учетом конкретных образовательных задач и позволяют ориентироваться в структуре и содержании обучения. Они конкретные и конечны.

Результаты обучения представляют собой конечный продукт обучения, то есть фактически достигнутые знания, навыки и компетенции учащегося. Результаты обучения измеряются и оцениваются в конце образовательного процесса и могут быть сформулированы в виде конкретных умений, знаний или способностей, которые учащийся приобрел в результате обучения.

Таким образом, цели обучения определяют направление и содержание образовательного процесса, в то время как результаты обучения представляют собой конечные достижения, которые должны быть достигнуты благодаря обучению.

 

Интерактивные задания и упражнения

Интерактивными называются задания и упражнения, в которых пользователь активно участвует, взаимодействуя с компьютером или другими участниками обучения.

Интерактивный характер упражнений и заданий очень важен для эффективности процесса обучения и достижения намеченных результатов.

Исследования показывают, что использование интерактивных методов обучения и, в частности, интерактивных заданий способствует более глубокому пониманию и усвоению учебного материала и более высокой вовлеченности обучающихся в процесс обучения. Это позволяет им активно применять изучаемый материал, а не только пассивно его усваивать.

Интерактивные задания и упражнения требуют активного участия, сотрудничества и коммуникации. Они позволяют развивать навыки самостоятельного мышления, решения проблем, критического анализа и креативности, способствуют улучшению мотивации обучающихся и их уверенности в использовании новых навыков и знаний.

Таким образом, есть позитивная корреляция между интерактивным характером заданий и упражнений и результатами обучения.

Примеры интерактивных заданий

Интерактивные задания, выполняемые учащимися, и интерактивные задания, при которых учащиеся взаимодействуют с компьютером, отличаются в нескольких аспектах:

В случае интерактивных заданий, выполняемых учащимися, взаимодействие происходит непосредственно между учащимися, либо между учителем и учащимися. Это может включать обсуждение в группе, работу в парах, ролевые игры и другие формы активности, где учащиеся взаимодействуют между собой. В случае интерактивных заданий с компьютером, взаимодействие происходит между учащимися и компьютерной программой или онлайн-платформой, которая предоставляет задания и реагирует на ответы учащихся.

Интерактивные задания с компьютером могут использовать различные технологические возможности, такие как аудио- и видеоматериалы, интерактивные графики и диаграммы, тренажеры и симуляторы, а также мгновенные отклики на ответы учащихся. Такие возможности создают более эффективное и привлекательное обучающее окружение.

Интерактивные задания, выполняемые учащимися, чаще всего проводятся в маленьких группах или индивидуально. Это позволяет более глубоко взаимодействовать и обсуждать различные аспекты материала. Интерактивные задания с компьютером могут быть использованы как для индивидуальной работы, так и для работы в больших группах.

В случае интерактивных заданий, выполненных учащимися, обратная связь может быть осуществлена через обсуждение, групповую работу, или отдельные консультации со стороны учителя. Интерактивные задания на  компьютере, в свою очередь, могут предоставлять непосредственную обратную связь учащимся, которая может быть в виде оценки, комментариев или пояснений  к выполненной работе.

В общем, основное отличие между интерактивными заданиями, выполняемыми учащимися, и заданиями, при которых взаимодействуют с компьютером, состоит в формате взаимодействия, использовании технологических возможностей, масштабе и обратной связи. Оба формата могут быть полезными для активного и эффективного обучения, и их выбор может зависеть от целей обучения, доступных ресурсов и предпочтений преподавателей и учащихся.

My Quiz – это онлайн-сервис, который позволяет создавать интерактивные викторины и тесты. Его основная цель – помочь учителям, тренерам, учащимся и другим пользователям создавать и проходить тесты, чтобы проверить знания, усвоение и понимание определенного материала.

Quizlet – это онлайн-платформа для создания карточек, тестов и игр. С их помощью можно изучать предмет, повторять, контролировать усвоение.

Quizizz –  это онлайн-платформа для создания интерактивных викторин и тестов. Она позволяет учителям и учащимся создавать тесты и делиться ими, а также проводить соревнования и игры на основе вопросов и ответов.

LearningApps – это платформа для создания интерактивных учебных приложений и игр. Она позволяет учителям и учащимся создавать разнообразные интерактивные учебные материалы и делиться ими.

Краткое сравнение функций и возможностей выбранных сервисов

My Quiz, Quizizz, Quizlet и LearningApps – это популярные онлайн-сервисы для создания и прохождения тестов и викторин, но у них есть различия и сходства.

Сравним сервисы My Quiz, Quizizz, Quizlet и LearningApps по следующим характеристикам:

1.

Типы вопросов и заданий

2.

Вариативность и настройка

3.

Возможности в режиме реального времени

4.

Платность

5.

Популярность

Вопрос о популярности сервисов субъективен и может изменяться со временем и в разных регионах. Однако, пожалуй, Quizizz и Quizlet отличаются наибольшей популярностью из-за своих широких функций, большей известности и большого количества пользователей. Не существует одного наиболее популярного сервиса, так как каждый из них имеет свои уникальные функции, целевую аудиторию и специализацию. Выбор сервиса будет зависеть от целей и потребностей пользователей.

 

Если мы сравним Quizizz, Quizlet и LearningApps с My Quiz, то получим такую картину.

 

Quizizz

   — Сходства: Quizizz и My Quiz оба позволяют создавать интерактивные викторины и тесты, включая различные типы вопросов. В обоих сервисах есть  возможность добавлять изображения и видео к вопросам.

   — Различия: Quizizz является более игровым сервисом, где пользователи могут участвовать в викторинах в режиме реального времени. Он также имеет функцию самооценки и обратной связи.

 

Quizlet

   — Сходства: Quizlet и My Quiz позволяют создавать тесты и викторины для проверки знаний. Оба сервиса имеют возможность добавлять изображения и аудиофайлы к вопросам.

   — Различия: Quizlet также предоставляет возможность создания флеш-карточек для изучения и запоминания новых слов и определений. Он имеет большую базу данных карточек, созданных пользователями, которые можно использовать для обучения.

 

LearningApps

   — Сходства: LearningApps и My Quiz позволяют создавать интерактивные учебные приложения, включающие в себя различные типы заданий.

   — Различия: LearningApps предоставляет больше возможностей для создания сложных интерактивных упражнений, таких как сопоставление, область ответа и многое другое, в то время как My Quiz сконцентрирован на создании вопросов и ответов.