Представление учебного материала

При поддержке БФ “Татнефть”

Содержание

  1. Способы представления учебного материала
  2. Цели обучения
  3. Все ученики разные
  4. Требования к современному уроку
  5. Unislide
  6. Google Slides
  7. AhaSlides
  8. Чем полезны ментальные карты
  9. Mind42
  10. Mindmeister
  11. Краткое сравнение функций и возможностей выбранных сервисов 

Способы представления учебного материала

Считается, что эффективность различных способов представления учебного материала оценивается следующим образом:

— текстовый материал (ученик читает текст) – 10% (при этом степень усвоения текстовой информации, представленной на экране монитора, примерно на 30% ниже, чем того же текста, напечатанного на бумаге);

— устное представление информации (ученик воспринимает на слух) – 20%;

— визуальное представление  информации – 30%;

— сочетание визуальной и аудиоинформации – 50%;

— обсуждение информации с другими – 70%;

— получение учеником собственного опыта – 80%;

— объяснение учеником учебного материала другому – 90%.

Однако это примерные и условные значения (никем не доказанные строго научно), которые показывают общие тенденции, не более того.

 

Выбор способа представления учебного материала зависит от разных факторов:  прежде всего, от целей обучения и желаемых результатов, специфики учебного материала и особенностей восприятия обучающегося субъекта.

Цели обучения

Цели обучения в когнитивной сфере

1. Таксономия целей обучения в когнитивной сфере Б. С. Блума (1956)

О ней подробно здесь и здесь.

Способность судить о ценности материала  в данном контексте.

Определите, оспорьте, осмыслите, свяжите, выберите, сравните, закончите, противопоставьте, убедите, критикуйте, решите, защитите, различите, объясните, оцените, интерпретируйте, рассудите, обоснуйте, измерьте, спрогнозируйте, ранжируйте, рекомендуйте, соотнесите, решите, пересмотрите, засчитайте, обобщите, поддержите, подтвердите, определите цену.

Способность объединять составные элементы информации.

Аргументируйте, упорядочите, соберите, распределите по категориям,  соедините, составьте, сформируйте, постройте, создайте, спроектируйте, разработайте, придумайте, установите, объясните, сформулируйте, обобщите, произведите, выведите, интегрируйте, изобретите, сделайте, управляйте, видоизмените, организуйте, инициируйте, спланируйте, подготовьте, предложите, перегруппируйте, перестройте, соотнесите, реорганизуйте, пересмотрите, перепишите, установите, суммируйте.

Способность вычленить отдельные элементы информации и находить взаимосвязи между ними.

Проанализируйте, оцените, подразделите, вычислите, категоризируйте, классифицируйте, сравните, соедините, противопоставьте, критикуйте, продискутируйте, проследите, определите, дифференцируйте, различите, выделите, разделите, изучите, проэкспериментируйте, идентифицируйте, проиллюстрируйте, выведите, проверьте, исследуйте, упорядочите, обозначьте, укажите, расспросите, распознайте, соотнесите, отделите, решите, подразделите, испытайте.

Способность использовать изученный материал в новых ситуациях.

Примените, оцените, рассчитайте, измените, выберите, выполните, вычислите, постройте, продемонстрируйте, разработайте, спроектируйте, выявите, инсценируйте, используйте, изучите, экспериментируйте, найдите, проиллюстрируйте, проинтерпретируйте, воздействуйте, видоизмените, управляйте, организуйте, практикуйте, спрогнозируйте, подготовьте, произведите, свяжите, наметьте, покажите, сделайте набросок, решите, перенесите, используйте.

Способность интерпретировать усвоенную информацию.

Найдите ассоциации, измените, уточните, классифицируйте, постройте, противопоставьте, преобразуйте, расшифруйте, обоснуйте, опишите, дифференцируйте, отметьте различия, обсудите, разграничьте, оцените, поясните, выразите, расширьте, обобщите, идентифицируйте, проиллюстрируйте, укажите, обозначьте, интерпретируйте, расположите, спрогнозируйте, выявите, отразите, переформулируйте, пересмотрите, выберите, решите, переведите.

Способность вспомнить или запомнить факты, даты.

Составьте, соберите, определите, опишите, продублируйте, перечислите, изучите, найдите, идентифицируйте, отметьте, составьте список, расположите, запомните, назовите, установите порядок, выделите, представьте, процитируйте, вспомните, распознайте, найдите отношение, зафиксируйте, пересчитайте, соотнесите, повторите, воспроизведите, покажите, укажите, составьте таблицу, скажите.

2. Таксономия целей обучения в когнитивной сфере Д. Р. Крэтвола (2001)

Предлагаем вам придумать задания на каждом уровне на примере преподаваемого вам предмета.

Цели обучения в аффективной сфере

Таксономия целей обучения в аффективной сфере Д. Р. Крэтвола, Б.С. Блума, Б.Б. Мэйжиа (1975)

О ней подробно здесь.

Оценивать, одобрять, судить, помогать, оспаривать, обосновывать, отстаивать, защищать,   сочетать, выполнять,  демонстрировать (приверженность), обсуждать, дискутировать, охватывать, следовать, придерживаться, интегрировать, упорядочить, организовать, присоединиться, разделять,  спрашивать, соотносить, поддерживать, синтезировать.

Предлагаем вам придумать задания на каждом уровне на примере преподаваемого вам предмета.

Цели обучения в психомоторной сфере

Таксономия целей обучения в когнитивной сфере Р. Х. Дэйва (1968)

Таксономия целей обучения в психомоторной сфере Е. Симпсона (1972)

Адаптируйте, скорректируйте, управляйте, видоизмените, упорядочите, соберите, выровняйте, смешайте, постройте, калибрируйте, поставьте,  комбинируйте, сконструируйте, скопируйте, спроектируйте, доставьте, выявите, продемонстрируйте, отличите (на ощупь), демонтируйте, покажите, препарируйте, направьте, рассчитайте, исследуйте, выполните, зафиксируйте, охватите, измельчите, переберите, нагрейте, используете приемы, определите, измерьте, смешайте, изобразите жестами, используйте мимику, перемешайте, приведите в действие, организуйте, исполните (мастерски), представьте, зафиксируйте, отредактируйте, начертите, прореагируйте, используйте.

Предлагаем вам придумать задания на каждом уровне на примере преподаваемого вам предмета.

Все эти области связаны друг с другом, и их нельзя рассматривать изолированно.

Все ученики разные

В реальном учебном процессе учитель выбирает самые разные способы. Как правило, он не имеет возможности выяснить,  какой тип восприятия имеют его ученики, и поэтому он руководствуется, главным образом, целями обучения и спецификой учебного материала. При этом он, конечно, имеет в виду, что

— все ученики разные,

— восприятие в любом случае мультисенсорно

— у каждого ученика доминирует тот или иной тип интеллекта

— учебный материал должен быть представлен так, что для его усвоения потребуются разные каналы восприятия. 

Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера

 

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/multisensornoe-obuchenie

Таким образом, учитель руководствуется принципом:

Чем боль­ше ор­га­нов чувств / каналов восприятия за­дей­ствовано при обу­че­нии,

тем быст­рее и лучше понимается и усваивается новый учебный материал.

Требования к современному уроку

Кроме того, ему надо учитывать требования ФГОС к современному уроку, общедидактические и методические принципы и правила и многое другое. Учитель иностранного языка руководствуется также необходимостью развития всех видов речевой деятельности. И хотя ФГОС не выдвигает конкретных требований, все-таки современный урок имеет вполне конкретные характеристики.

Современный урок по иностранному языку отличается от традиционной модели обучения и предполагает использование более интерактивных и эффективных методов обучения. Вот несколько ключевых характеристик современного урока.

В традиционной модели доминирующую роль на уроке всегда играет  учитель: он ведет большую часть урока, так что ученики не имеют возможности активно участвовать в процессе обучения. Современный урок отличается тем, что ученикам отводится намного более активная роль. Это обеспечивается организацией обсуждений и дискуссий, парной и групповой работы, участием в проектах и ролевых играх и т.д. Активное участие обучающихся помогает им применить свои знания и навыки на практике, что повышает мотивацию и улучшает усвоение материала.

Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.

Основной целью современного урока по иностранному языку является развитие коммуникативных навыков студентов. Формирование у учащихся способности использовать язык на практике является приоритетом. Уроки фокусируются на развитии навыков слушания, говорения, чтения и письма через реальные ситуации и задачи. Формирование коммуникативных навыков на уроке происходит в процессе обсуждения, ролевых игр,  ситуационных упражнений.

Современный урок учитывает потребности и интересы каждого ученика. Учебные материалы и задания подбираются с учетом уровня его знаний и способностей. Учитель старается максимально индивидуализировать обучение, чтобы каждый ученик мог развиваться и достигать своих целей. В этом ему в значительной степени помогают цифровые технологии.

На современном уроке ученики имеют возможность работать с аутентичными материалами, такими как видео, музыка, фильмы, статьи и т.д. Это помогает им быстрее научиться понимать носителей языка, расширить и «оживить» свой словарный запас, отточить произношение, различать нюансы смысла и игру слов, а также более глубоко погрузиться в культуру той или иной страны.

Обилие теорий и подходов может запутать даже опытного преподавателя. Поэтому получив общее представление, согласимся с тем, что

Нет и, вероятно, не может быть универсального подхода к обучению. Важно взять за правило преподносить информацию разными способами.

Предлагаемые сервисы хороши тем, что они позволяют информацию визуализировать, озвучивать, соединять самые разные элементы, интегрировать внешние сервисы. По сути, это универсальные инструменты, которые можно использовать для решения самых разных дидактических задач.

Unislide – это отечественная «интерактивная платформа для увлеченных преподавателей и включенных учеников», которая может быть использована в учебном процессе как инструмент для создания интерактивных презентаций.

Общее преимущество использования Unislide в учебном процессе заключается в том, что он делает обучение более интерактивным, привлекательным и эффективным, это удобный инструмент для создания онлайн-презентаций с простым интерфейсом и гибкими настройками. Однако перед использованием, стоит проанализировать свои потребности и убедиться, что сервис полностью соответствует вашим ожиданиям.

Google Slides – это программа для создания и редактирования презентаций, которая доступна онлайн через браузер. Она является одном из компонентов Google Документов.

Google Slides может быть очень полезным инструментом для учебного процесса.

В целом, Google Slides – это удобный инструмент для создания и совместной работы над презентациями в учебном процессе. Он предлагает множество преимуществ, но также имеет некоторые ограничения.

AhaSlides – это онлайн-инструмент для интерактивных презентаций и опросов, который позволяет взаимодействовать с аудиторией в режиме реального времени. При использовании AhaSlides пользователи могут создавать и презентовать слайды, а также задавать вопросы, получать ответы и проводить опросы участников.

AhaSlides является полезным инструментом для создания интерактивных презентаций и взаимодействия с аудиторией. Он может быть эффективным инструментом для улучшения учебного процесса, но также имеет свои ограничения и требует доступа в интернет.

Чем полезны ментальные карты?

Ментальные карты – это инструмент, который помогает визуализировать и организовывать информацию. Ментальные карты может создавать учитель для представления учебного материала, их создание может также стать заданием для самостоятельной работы. Они полезны в обучении, так как помогают структурировать информацию, улучшают ее понимание, способствуют визуализации и позволяют активно участвовать в процессе обучения. Важно отметить, что ментальные карты могут быть использованы для различных дидактических целей: при изучении новых тем, составлении планов, запоминании информации, подготовке к экзаменам.

  1. Ассоциативное мышление. Ментальные карты активизируют ассоциативное мышление, что помогает уловить связи между различными единицами информации, идеями и концепциями. Карта стимулирует мозг к созданию ассоциаций и связей, что помогает запоминать информацию более эффективно.
  2. Визуализация. Создание ментальных карт включает визуализацию информации. Визуальные образы легче запоминаются и углубляют понимание материала. Карты позволяют представить сложные концепции и отношения между ними в простой и понятной форме.
  3. Создание структуры. Ментальные карты помогают создать структуру темы. Они позволяют организовать информацию по категориям и подкатегориям, что упрощает ее понимание и усвоение, способствуя в целом развитию системного мышления.
  1. Активное обучение. Создание ментальных карт требует активного участия ученика. Это позволяет сформировать более глубокое понимание материала и укрепить его в памяти.
  2. Связывание знаний. Ментальные карты помогают ученикам видеть связи между различными концепциями и знаниями. Это способствует целостному пониманию предмета и помогает переносить полученные знания на практические ситуации.
  3. Индивидуализация. Каждый ученик может создавать ментальные карты в соответствии с собственным пониманием и стилем мышления. Это позволяет индивидуализировать обучение и позволяет каждому ученику освоить материал на своем уровне понимания.

При использовании ментальных карт в обучении следует учитывать следующие рекомендации:

 

  1. Используйте ключевые слова и образы. Ментальная карта должна содержать ключевые слова, которые отражают основные идеи или концепции. Каждому ключевому слову можно придать цвет или добавить картинку, чтобы облегчить запоминание.
  2. Организуйте информацию иерархически. Ментальная карта должна отражать иерархическую структуру данных. Основные идеи и концепции должны быть разделены на более специфичные подкатегории. Это помогает структурировать информацию и устанавливать связи между ее элементами.
  3. Используйте символы и стрелки. Использование символов и стрелок позволяет показывать связи и взаимодействие между элементами. Стрелки указывают направление влияния или связи, а символы могут представлять концепции или идеи.
  4. Будьте гибкими и креативными. Ментальная карта – это гибкий инструмент. Учащиеся могут добавлять новые идеи, корректировать карты в зависимости от своей интерпретации или понимания. Позвольте учащимся также быть креативными и находить свой индивидуальный подход к созданию ментальных карт.

Mind42 – это бесплатный онлайн-инструмент для создания и организации ментальных карт (mind maps). Это графическое представление идеи / концепции / темы, которое помогает визуализировать связи между различными элементами информаци.

Сервис Mind42 предоставляет удобный и простой способ организации информации с помощью ментальных карт. Хотя у него есть некоторые ограничения, он все равно является эффективным инструментом для учебных целей.

MindMeister – это онлайн-инструмент для создания ментальных карт, который позволяет организовывать и визуализировать идеи, планы и концепции. Он предлагает пользователю возможность создавать и редактировать карты с помощью текста, изображений, гиперссылок, видео и других элементов. 

MindMeister является отличным инструментом для организации информации и визуализации идей, который может быть полезным в учебном процессе. Однако перед использованием необходимо учесть его ограничения и требования к доступу в интернет.

Сравним рассмотренные сервисы

Unislide, Google Slides, Ahaslides, Mind42 и Mindmeister – это все сервисы для создания и представления презентаций, но все они имеют некоторую специфику. Вот некоторые различия и преимущества каждого из них:

Конкретный выбор сервиса зависит от особенностей учебных целей и задач и предпочтений пользователя. Важно также учитывать доступность и возможности интеграции с другими инструментами, а также ограничения на бесплатную версию и уровень конфиденциальности данных.