Упражнение – это планомерно организованное, сознательное и многократное повторение определенных действий и приемов, которые усложняются с целью формирования, закрепления и совершенствования практических навыков и умений. Упражнения являются неотъемлемой частью образовательного процесса, они помогают обучающимся усвоить знания, развить навыки и подготовиться к применению этих знаний и навыков в практической деятельности.
В данном курсе мы используем понятия «упражнения» и «задания» как синонимы. В отдельных случаях они, конечно, могут различаться. Например, задание может включать в себя несколько упражнений. В заданиях часто имеется инструкция или указание на решение той или иной задачи. Задания могут быть направлены на получение новых знаний, развитие навыков или оценку уровня понимания и усвоения материала. Задания могут быть представлены в форме вопросов, упражнений или проектов. Упражнения, как правило, подразумевает систематическую практику, систематическое выполнение определенного приема, навыка или умения. Они представляют собой повторяющиеся действия, целью которых является закрепление и автоматизация навыка. Упражнения могут быть физическими, умственными или творческими.
Одним словом, чаще всего эти понятия употребляются без четкого разграничения: за тренинговыми заданиями по большей части закрепилось слово «упражнения», а за творческим упражнениями – «задания». Основная разница между заданием и упражнением заключается в том, что задание обычно представляет собой конкретную инструкцию или задачу, в то время как упражнение ориентировано на систематическое закрепление и улучшение навыка или умения. Вместе они представляют собой важные инструменты в обучении и помогают обучающимся достичь желаемых результатов.
Основные функции заданий и упражнений
Упражнения помогают повторить, закрепить и усвоить полученную теоретическую информацию. Путем решения задач и выполнения практических заданий ученик активизирует свои знания, применяет их на практике, что способствует лучшему запоминанию.
Упражнения помогают развить навыки и умения, связанные с конкретной темой / с определенной областью обучения. Например, в языковом обучении задания на написание текстов, диалогов или выполнение устных заданий помогают развить коммуникативные навыки. Применение теоретических знаний для решения задач и выполнения упражнений развивает логическое, аналитическое и проблемно-ориентированное мышление.
Упражнения могут служить инструментом для проверки понимания материала. Путем решения задач ученик может узнать, насколько он правильно усвоил материал, и в случае ошибок – найти и исправить недочеты. Это помогает учителю оценить уровень освоения материала и более точно настроить дальнейший процесс обучения.
Успешное выполнение упражнений способствует повышению мотивации и уверенности ученика в своих знаниях и способностях. Успешное решение задач подтверждает его успехи и влияет на общую (позитивную) оценку своих навыков. Интерактивные упражнения и задания могут быть по-настоящему захватывающими, что поддерживает интерес и также оказывает позитивное влияние на мотивацию для достижения результатов обучения.
Упражнения помогают ученикам подготовиться к реальным ситуациям, в которых они будут использовать полученные знания. Решение реальных или близких к реальности задач помогает ученикам развить практическую компетентность и готовность к решению реальных проблем.
Условия успешного выполнение заданий и упражнений
Виды заданий и упражнений (по этапам усвоения учебного материала)
подготовительные
предназначены для подготовки учащихся к восприятию новых знаний и способов их применения на практике
вступительные
способствуют усвоению нового материала на основе различения родственных понятий и действий
пробные
первое применение только что усвоенных знаний
тренировочные
способствуют приобретению навыков учащимися в стандартных условиях
творческие
способствуют формированию навыков применения полученных знаний в реальных жизненных ситуациях
контрольные
преимущественно учебные
Основные виды заданий и упражнений (по содержанию деятельности)
1.Физические упражнения
Это упражнения, которые направлены на развитие физической активности и физической формы.
2. Умственные упражнения
Это упражнения, которые тренируют умственные процессы, такие как восприятие, анализ, решение проблем, память и критическое мышление. Эти упражнения могут включать задачи на решение математических уравнений, логические головоломки, анализ текстов и другие интеллектуальные задачи.
3. Коммуникативные упражнения
Это упражнения, которые направлены на развитие навыков коммуникации и языкового общения студентов. Они могут включать упражнения на письмо, чтение, говорение и слушание на иностранном языке, диалоги, обсуждение тем и другие задания, способствующие развитию коммуникативной компетенции.
4. Творческие упражнения
Это упражнения, которые стимулируют творческое мышление и самовыражение. Они могут включать задания на рисование, написание эссе или стихотворения, музыкальные композиции, сценические постановки и другие виды творчества.
5. Кооперативные (парные или групповые) упражнения
Это упражнения, в которых учащиеся работают вместе в группах. Они способствуют сотрудничеству, развитию социальных навыков и умению работать в коллективе. Кооперативные упражнения могут включать групповые проекты, игры на развитие командного духа и другие активности, в которых учащиеся взаимодействуют и сотрудничают друг с другом.
Каждый из перечисленных выше видов упражнений имеет свою цель и задачи, и их использование в обучении помогает стимулировать различные аспекты в развитии учащихся. Очевидно, что все пункты (кроме п.1) актуальны и для предмета «иностранный язык».
Умственные и коммуникативные упражнения в обучении иностранным языкам отличаются по своей природе и уделяют внимание разным аспектам языкового обучения.
Умственные упражнения, как правило, сосредоточены на развитии когнитивных навыков и умений, таких как понимание и запоминание лексики, грамматических правил, чтение, письмо и аудирование. Эти упражнения могут включать в себя перевод текстов, создание предложений, решение лексических или грамматических задач, анализ текстов, работу с грамматическими структурами и т.д. Цель умственных упражнений – развитие когнитивных способностей и активное использование умственных процессов при изучении языка.
Коммуникативные упражнения, напротив, фокусируются на развитии навыков общения и взаимодействия на иностранном языке. Они призваны помочь учащимся практиковать и применять свои знания языка в реальных коммуникативных ситуациях. Коммуникативные упражнения могут включать в себя диалоги, дискуссии, ролевые игры, интервью, презентации, обсуждение текстов или видеоматериалов, а также другие задания, которые требуют активного участия и общения на иностранном языке. Цель коммуникативных упражнений – развитие навыков разговорной речи, понимания на слух, а также умение взаимодействовать и общаться на иностранном языке.
Важно понимать, что эти два типа упражнений взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга в процессе обучения иностранному языку. Умственные упражнения помогают закрепить и расширить знания, а коммуникативные упражнения помогают применить эти знания на практике и развить навыки общения.
Все виды заданий и упражнений нацелены на достижение намеченных целей и результатов обучения. Цели были подробно рассмотрены в предыдущем разделе Здесь отметим только, что цели обучения формулируются в терминах результатов обучения. Тем не менее, это не одно и то же.
Цели обучения отражают то, что требуется достичь в процессе обучения, то есть желаемое состояние знаний, навыков и компетенций учащегося. Цели обучения формулируются на основе ожиданий от обучения, потребностей и требований образовательной программы. Они определяются с учетом конкретных образовательных задач и позволяют ориентироваться в структуре и содержании обучения. Они конкретные и конечны.
Результаты обучения представляют собой конечный продукт обучения, то есть фактически достигнутые знания, навыки и компетенции учащегося. Результаты обучения измеряются и оцениваются в конце образовательного процесса и могут быть сформулированы в виде конкретных умений, знаний или способностей, которые учащийся приобрел в результате обучения.
Таким образом, цели обучения определяют направление и содержание образовательного процесса, в то время как результаты обучения представляют собой конечные достижения, которые должны быть достигнуты благодаря обучению.
Интерактивными называются задания и упражнения, в которых пользователь активно участвует, взаимодействуя с компьютером или другими участниками обучения.
Интерактивный характер упражнений и заданий очень важен для эффективности процесса обучения и достижения намеченных результатов.
Исследования показывают, что использование интерактивных методов обучения и, в частности, интерактивных заданий способствует более глубокому пониманию и усвоению учебного материала и более высокой вовлеченности обучающихся в процесс обучения. Это позволяет им активно применять изучаемый материал, а не только пассивно его усваивать.
Интерактивные задания и упражнения требуют активного участия, сотрудничества и коммуникации. Они позволяют развивать навыки самостоятельного мышления, решения проблем, критического анализа и креативности, способствуют улучшению мотивации обучающихся и их уверенности в использовании новых навыков и знаний.
Таким образом, есть позитивная корреляция между интерактивным характером заданий и упражнений и результатами обучения.
Примеры интерактивных заданий
Интерактивные задания, выполняемые учащимися, и интерактивные задания, при которых учащиеся взаимодействуют с компьютером, отличаются в нескольких аспектах:
В случае интерактивных заданий, выполняемых учащимися, взаимодействие происходит непосредственно между учащимися, либо между учителем и учащимися. Это может включать обсуждение в группе, работу в парах, ролевые игры и другие формы активности, где учащиеся взаимодействуют между собой. В случае интерактивных заданий с компьютером, взаимодействие происходит между учащимися и компьютерной программой или онлайн-платформой, которая предоставляет задания и реагирует на ответы учащихся.
Интерактивные задания с компьютером могут использовать различные технологические возможности, такие как аудио- и видеоматериалы, интерактивные графики и диаграммы, тренажеры и симуляторы, а также мгновенные отклики на ответы учащихся. Такие возможности создают более эффективное и привлекательное обучающее окружение.
Интерактивные задания, выполняемые учащимися, чаще всего проводятся в маленьких группах или индивидуально. Это позволяет более глубоко взаимодействовать и обсуждать различные аспекты материала. Интерактивные задания с компьютером могут быть использованы как для индивидуальной работы, так и для работы в больших группах.
В случае интерактивных заданий, выполненных учащимися, обратная связь может быть осуществлена через обсуждение, групповую работу, или отдельные консультации со стороны учителя. Интерактивные задания на компьютере, в свою очередь, могут предоставлять непосредственную обратную связь учащимся, которая может быть в виде оценки, комментариев или пояснений к выполненной работе.
В общем, основное отличие между интерактивными заданиями, выполняемыми учащимися, и заданиями, при которых взаимодействуют с компьютером, состоит в формате взаимодействия, использовании технологических возможностей, масштабе и обратной связи. Оба формата могут быть полезными для активного и эффективного обучения, и их выбор может зависеть от целей обучения, доступных ресурсов и предпочтений преподавателей и учащихся.
My Quiz – это онлайн-сервис, который позволяет создавать интерактивные викторины и тесты. Его основная цель – помочь учителям, тренерам, учащимся и другим пользователям создавать и проходить тесты, чтобы проверить знания, усвоение и понимание определенного материала.
Quizlet – это онлайн-платформа для создания карточек, тестов и игр. С их помощью можно изучать предмет, повторять, контролировать усвоение.
Quizizz – это онлайн-платформа для создания интерактивных викторин и тестов. Она позволяет учителям и учащимся создавать тесты и делиться ими, а также проводить соревнования и игры на основе вопросов и ответов.
LearningApps – это платформа для создания интерактивных учебных приложений и игр. Она позволяет учителям и учащимся создавать разнообразные интерактивные учебные материалы и делиться ими.
My Quiz, Quizizz, Quizlet и LearningApps – это популярные онлайн-сервисы для создания и прохождения тестов и викторин, но у них есть различия и сходства.
Сравним сервисы My Quiz, Quizizz, Quizlet и LearningApps по следующим характеристикам:
1.
Типы вопросов и заданий
2.
Вариативность и настройка
3.
Возможности в режиме реального времени
4.
Платность
5.
Популярность
Вопрос о популярности сервисов субъективен и может изменяться со временем и в разных регионах. Однако, пожалуй, Quizizz и Quizlet отличаются наибольшей популярностью из-за своих широких функций, большей известности и большого количества пользователей. Не существует одного наиболее популярного сервиса, так как каждый из них имеет свои уникальные функции, целевую аудиторию и специализацию. Выбор сервиса будет зависеть от целей и потребностей пользователей.
Если мы сравним Quizizz, Quizlet и LearningApps с My Quiz, то получим такую картину.
Quizizz
— Сходства: Quizizz и My Quiz оба позволяют создавать интерактивные викторины и тесты, включая различные типы вопросов. В обоих сервисах есть возможность добавлять изображения и видео к вопросам.
— Различия: Quizizz является более игровым сервисом, где пользователи могут участвовать в викторинах в режиме реального времени. Он также имеет функцию самооценки и обратной связи.
Quizlet
— Сходства: Quizlet и My Quiz позволяют создавать тесты и викторины для проверки знаний. Оба сервиса имеют возможность добавлять изображения и аудиофайлы к вопросам.
— Различия: Quizlet также предоставляет возможность создания флеш-карточек для изучения и запоминания новых слов и определений. Он имеет большую базу данных карточек, созданных пользователями, которые можно использовать для обучения.
LearningApps
— Сходства: LearningApps и My Quiz позволяют создавать интерактивные учебные приложения, включающие в себя различные типы заданий.
— Различия: LearningApps предоставляет больше возможностей для создания сложных интерактивных упражнений, таких как сопоставление, область ответа и многое другое, в то время как My Quiz сконцентрирован на создании вопросов и ответов.
Сайт «Цифровой учитель: цифровые инструменты в обучении иностранным языкам» работает на WordPress