1

Цифровая школа гарантирует более доступное образование всем и каждому, независимо от состояния здоровья и места жительства

Удаленное обучение: Цифровая школа предоставляет возможность получить образование при помощи интернет-технологий. Ученики могут получать знания в любом месте с доступом к интернету, независимо от географического расположения. Это особенно важно для детей, проживающих в отдаленных регионах, где может быть ограничен доступ к качественному образованию.

Инклюзивность: Цифровая школа обеспечивает равные возможности для образования всем ученикам, включая тех, кто из-за физических ограничений не может посещать обычную школу. Например, ученики с ограниченными физическими возможностями могут получать образование из дома или из больницы при помощи удаленных технологий.

Экономическая выгода: Цифровая школа позволяет снизить затраты на транспорт, учебники и другие материалы, связанные с традиционным образованием. Это делает образование более доступным для семей с ограниченными финансовыми возможностями.

2

Цифровая школа дает образование, соответствующее реалиям современного цифрового мира

Современный мир все больше ориентирован на цифровые технологии, и ученики должны овладеть навыками использования этих технологий с самого раннего возраста. Цифровая школа предоставляет ученикам доступ к инновационным образовательным платформам, приложениям и онлайн-ресурсам, которые помогают им приобрести цифровые компетенции, такие как уверенное применение цифровых сервисов, компьютерное мышление, программирование, кибербезопасность и другие, необходимые в современной цифровой среде.

Современный рынок труда все больше требует специалистов, обладающих цифровыми навыками. Цифровая школа обучает учеников использованию инструментов и технологий, которые будут востребованы на рынке труда. Это дает ученикам преимущество при поиске работы и повышает их#nbsp;конкурентоспособность в будущем.

Цифровая школа предоставляет ученикам возможность общаться и сотрудничать со школами из разных регионов и стран. Это помогает расширить кругозор, развить коммуникативные, межкультурные навыки и глобальное мышление, что является важным для успешной адаптации в современном мире.

3

Цифровые технологии значительно расширяют возможности обучения и обеспечивают доступ к актуальным знаниям и инструментам

Цифровая школа позволяет расширить границы традиционного образования. В цифровой образовательной среде учителям и учащимся намного легче взаимодействовать с другими школами и организациями.

Учителя могут обмениваться опытом, делиться своими наработками и идеями, инновационными подходами и передовыми практиками. Выход за рамки школы способствует развитию профессионального сообщества, профессиональному развитию педагогов и сокращению разрывов в качестве образования.
Учащиеся могут участвовать в совместных дистанционных проектах и других формах сотрудничества. Доступ к онлайн-ресурсам, электронным книгам и библиотекам дает им возможность изучать больше предметов и тем, они намного быстрее могут получать актуальную информацию и новейшие знания из различных источников, что позволяет им быть в курсе последних достижений.

4

Цифровые технологии позволяют учитывать интересы, желания и способности каждого ученика и выстраивать персонализированную траекторию обучения

Цифровая школа позволяет адаптировать образование под индивидуальные интересы, потребности и способности каждого ученика. Онлайн-платформы и программы, содержащие вариативные модули, дополнительные материалы и другие адаптивные функции, дают возможность построения персонализированной траектории обучения, в зависимости от уровня исходных компетенций учащихся, темпа обучения и других факторов.

Важность учета индивидуальных особенностей постулируется с давних времен, но в условиях массового образования этот принцип был плохо реализуем. И только новые технологии позволяют воплотить давнюю мечту педагогов в широком масштабе. Недаром новые технологии сравниваются по своему воздействию с изобретением книгопечатания.

5

Цифровые технологии помогают сделать учебный процесс удобным: обучение может проходить в онлайн- и офлайн-формате, оно может быть смешанным или гибридным

Цифровые технологии позволяют сделать процесс образования более удобным для всех участников: для учащихся, учителей, и администрации учебных заведений. В частности, смешанное обучение сочетает лучшие практики традиционного и онлайн-обучения.

Хотя онлайн-курсы, как правило, снабжены интерактивными элементами, такими как чаты, форумы и мгновенные опросы, которые способствуют активному взаимодействию учеников между собой и с преподавателем, тем не менее чрезвычайно важное личное общение. Офлайн-уроки предоставляют возможность участвовать в групповых обсуждениях и задавать вопросы в реальном времени. Социальное взаимодействие способствуют обмену идеями, развитию критического мышления и формированию коллективного опыта и коммуникативных навыков.

И, конечно, цифровые технологии никогда не заменят учителя.

6

С помощью цифровых технологий процесс обучения можно сделать намного более интересным и увлекательным и значительно повысить мотивацию
к учению

Цифровые технологии предоставляют ученикам доступ к разнообразным интерактивным образовательным материалам. Они могут использовать приложения, программы и онлайн-ресурсы для углубленного изучения предмета, просмотра видеоуроков, выполнения интерактивных заданий: это позволяет получать разнообразную и наглядную информацию, что делает процесс обучения более интересным и стимулирующим.

Цифровые технологии — прекрасные помощники в создания игровых и соревновательных ситуаций. Геймификация, интерактивные игры и задания, соревнования и получение наград за успешное выполнение заданий — все это значительно повышает мотивацию учеников, так как игровые элементы делают обучение очень привлекательным.

Однако и здесь роль учителя остается главной, так как именно он структурирует учебный процесс, в котором цифровые технологии являются всего лишь инструментами. Учитель должен умело внедрять и использовать их, чтобы мотивировать и вдохновлять учеников.

7

Цифровые технологии дают возможность детям стать более активными участниками образовательного процесса, а учителям больше экспериментировать

Интернет и цифровые технологии позволяют учащимся получать доступ к широкому спектру информации и ресурсов, так что они могут по собственной инициативе выбирать различные темы, источники и способы подачи информации. Многообразие цифровых учебных материалов, их вариативность позволяют учителю предоставить ребенку свободу выбора по очень многим аспектам: в выборе вопросов для изучения, проектных задач, заданий, способов их решения и#nbsp;представления и т.д.

Давать возможность ребенку активно проявлять инициативу и свободно артикулировать свои мысли и желания в общении с взрослыми чрезвычайно важно. Это же касается в полной мере и процесса обучения. Предоставление свободы и инициативы в обучении способствует личностному развитию ребенка и обеспечивает более качественное обучение, удовлетворяющее его уникальные потребности и способности.

Только в процессе предоставления ребенку свободы выбора и возможности предлагать собственные идеи и решения развивается творческое и критическое мышление. Кроме того, ребенок ощущает собственную значимость и энтузиазм в достижении целей и#nbsp;результатов, и это вызывает еще больший интерес и мотивацию к учению. Поощрение его активности способствует самопониманию и самоопределению: он лучше осознает свои интересы, ценности и цели.

8

Цифровая школа развивает самостоятельность учащихся и ответственность за результаты своего обучения

Принцип активности ребенка в процессе обучения является одним из основных принципов дидактики. А познавательная активность тесно связана с развитием самостоятельности и ответственности. Предоставляя ребенку возможность проявлять активность, учитель одновременно стимулирует развитие и этих качеств. Форма проявление активности — инициатива. Проявляя инициативу, ребенок принимает на себя ответственность за результаты своего предложения: он формулирует цель, разрабатывает план, определяет ресурсы, организует работу.

В процессе самостоятельного решения той или иной познавательной задачи, ребенок учится критическому осмыслению проблемы и способов ее решения, а также генерирует собственные идеи. Познавательная самостоятельность проявляется в стремлении и умении самостоятельно мыслить, в способности ориентироваться в новой ситуации и умении найти подход к новой задаче, в независимости собственных суждений. Значение этих навыков трудно переоценить.

Цифровые технологии предлагают множество интерактивных инструментов, которые помогают учащимся развивать навыки решения проблем и самостоятельного принятия решений. Работая в онлайн-группах, дети учатся делегированию задач, распределению обязанностей, они осознают, что несут ответственность не только за собственные, но и командные результаты. Это также помогает развивать навыки, необходимые для успешной учебы и продуктивности в будущем.

9

Цифровые технологии положительно влияют
на эффективность и результативность процесса обучения

Этот эффект достигается за счет многих факторов, уже рассмотренных выше. Учет индивидуальных особенностей ребенка, его интересов и способностей, поощрение активности и самостоятельности, делегирование полномочий и ответственности, повышение мотивации к учению, красочная и запоминающаяся визуализация учебного материала, использование интерактивных методов, стимулирующих внимание и вовлеченность в учебный процесс, — все это способствует лучшему усвоению учебного материала и развитию познавательных способностей.

Эффективность и результативность процесса обучения — это два взаимосвязанных понятия, и оба понятия очень важны для оценки качества обучения. Эффективность затрагивает сам учебный процесс и его компоненты, а результативность отражает конечные результаты и достижения обучаемых.

Эффективность обучения определяет, насколько успешно учебный процесс достигает своих целей и задач. Она оценивает адекватность выбранных дидактических и организационных методов, форм, средств и ресурсов желаемым результатам обучения и может быть измерена по уровню освоения учебного материала, активности и вовлеченности, качеству преподавания и обратной связи, созданию благоприятной образовательной среды и другим факторам.

Результативность обучения подразумевает конечные результаты и достижения после завершения учебного процесса и может быть измерена по#nbsp;конкретным показателям успеваемости или достижению поставленных целей.

10

Цифровые технологии способствуют развитию творческих способностей и инновационных навыков учащихся

Многие думают, что в мире цифровых технологий не остается места для творчества и самовыражения, для развития вкуса и эстетического чувства. Но это не так!

Школьники могут создавать мультимедийные проекты (фильмы, презентации, подкасты), игры, веб-сайты и другие цифровые продукты. Существует множество сервисов для обучения графическому дизайну, редактированию фотографий, рисованию, написанию и обработке музыки в различных жанрах и стилях и даже вышиванию!

Творческое развитие — это неотъемлемая часть процесса образования детей, оно имеет ключевое значение для их полноценного развития и личностного роста. Оно лежит также и в основе развития инновационных навыков, ведь творчество — это способность мыслить нестандартно, находить новые пути, видеть мир с неожиданных перспектив.

11

За счет ускорения всех дидактических и организационных процессов цифровые технологии позволяют сэкономить такой важный ресурс, как время

Цифровые технологии помогают автоматизировать, упрощать и оптимизировать различные процессы в образовании.

Так, они позволяют автоматизировать рутинные задачи: подготавливать учебные материалы, обмениваться информацией, проверять тесты и#nbsp;задания, вести учет посещаемости.

Они позволяют быстрее получить доступ к учебным и информационным материалам, независимо от места и времени. Это устраняет необходимость в поиске и хранении этих материалов и позволяет организовывать время более гибко.

Цифровые инструменты предоставляют возможность для более эффективной коммуникации между учителями и учащимися. Это может включать совместное редактирование документов, проведение веб-конференций и обсуждений. Коммуникация в режиме онлайн способствует более быстрой обратной связи и сокращает время ответа.

12

Цифровые технологии значительно оптимизируют процесс оценки знаний

Необходимо выделить этот аспект отдельно, ведь контроль — очень важный и совершенно необходимый дидактический инструмент, которому, однако, часто не уделяется достаточного внимания по причине его трудоемкости.

С помощью цифровых технологий можно быстрее и проще проверять работы учеников и выставлять оценки. Они позволяют создавать онлайн-тесты и задания, которые проверяются автоматически, так что вообще отпадает необходимость ручной проверки. Кроме того, цифровые технологии предлагают возможность создавать такие интерактивные задания, которые позволяют учащимся самим контролировать свои результаты, что также значительно экономит учителю время.

Благодаря облачным платформам учителя и учащиеся могут обмениваться материалами, заданиями и отчетами в режиме реального времени, что также упрощает и#nbsp;ускоряет процесс сдачи и проверки работ.

Оптимизация означает также и более объективный характер контроля, осуществляемого с помощью цифровых инструментов.

13

Цифровые инструменты позволяют внимательнее отслеживать прогресс учащихся

Контроль выполняет в процессе обучения несколько функций. Он позволяет определить, насколько хорошо ученики усвоили материал, какие знания и навыки они приобрели, где возможны пробелы или неуспехи. Контроль помогает понять, насколько успешно ученики развиваются. На основе его результатов можно корректировать стратегии и методы обучения и более тщательно учитывать особенности своих учеников, чтобы улучшить их результаты. Регулярный контроль способствует повышению мотивации и заинтересованности: зная, что их прогресс и достижения оцениваются, учащиеся ощущают большую ответственность и стараются добиться лучших результатов.

Важно понять, что самое главное — это не точечная фиксация достижений или неуспехов, а отслеживание динамики развития ребенка. Это требует много времени, точных инструментов и правильной интерпретации. Цифровые инструменты с использованием искусственного интеллекта и функцией анализа данных значительно упрощают процесс наблюдения за прогрессом учащихся, анализ их#nbsp;достижений и проблем.

Цифровые технологии предоставляют возможность учащимся создавать и поддерживать электронные портфолио. Это помогает им отслеживать свой прогресс, анализировать свои успехи и слабые места, а также более ответственно относиться к образовательным результатам.

14

Цифровая школа делает систему образования открытой для всех участников образовательного процесса

Открытость школы для внешней среды подразумевает не только родителей. Но их участие в жизни школы и класса столь значимо, что выделим прежде всего именно их. Участие родителей в жизни школы и класса позволяет им активно включаться в образовательный процесс, следить за успехами и проблемами ребенка, помогать ему в достижении учебных целей и преодолении стресса. Родители помогают формированию позитивной образовательной среды, созданию поддерживающей и дружеской атмосферы. Они могут предлагать идеи, участвовать в обсуждении проектов, улучшать условия обучения и предоставлять дополнительные ресурсы. В идеале коллектив учителей и родителей должен стать командой единомышленников, которые могут обмениваться информацией, опытом и ресурсами, консультироваться друг с другом, организовывать совместные мероприятия, принимать участие в родительских советах, комитетах и других организациях.

Цифровые инструменты значительно облегчают эту задачу, помогая родителям активно включаться в жизнь школы и класса. Так, школьные веб-сайты, электронные журналы, электронные письма и мобильные приложения позволяют школам и учителям поддерживать регулярную связь с родителями. Родители могут получать обновления о происходящем в школе, расписаниях, сообщения от учителей и другую важную информацию. Электронные доски объявлений или платформы для публикации новостей предоставляют родителям актуальную информацию о мероприятиях, собраниях, родительских конференциях и других событиях. Если ребенок получает задания через цифровые платформы, родители получают доступ к материалам и могут проследить уровень его активности и успехов. Если же обучение идет в онлайн-режиме, у родителей и вовсе появляется возможность присутствовать на уроках. Нередко школы проводят опросы, в которых могут принимать участие и родители. Цифровые технологии позволяют также проводить виртуальные родительские собрания.

15

Владение цифровыми инструментами важно
для поддержания авторитета учителя

Современные дети выросли с интернетом, цифровые технологии для них — привычная среда, поэтому если педагог в тренде, то это вызывает уважение и доверие с их стороны. Цифровой учитель говорит на языке своих учеников, что позволяет ему проще и быстрее устанавливать конструктивные отношения с ними.

Авторитет учителя — это уважение и доверие со стороны учеников. Он складывается из многих факторов: компетентности, умения выстраивать конструктивные отношения и создавать позитивную атмосферу, в которой царят справедливость, забота и взаимная поддержка.

Владение цифровыми инструментами — сегодня это важная часть профессиональной компетентности учителя. Своевременная индивидуальная обратная связь, расширенные возможности для коммуникации и связанная с этим и доступность учителя (например, по электронной почте) во многом способствуют установлению дружеских доверительных отношений и означают часто не только предметную, но и эмоциональную поддержку.